Ши Дэян

Учитель Ши Дэ Ян - монах 31 поколения, ученик настоятеля монастыря Шаолинь Ши Су Си. Ши Дэ Ян один из известных мастеров ушу современного поколения монахов и пользуется большим уважением, имея множество восторженных почитателей, как в Китае, так и за его пределами. Его изображение можно увидеть в сотнях журналов, книг и буклетов, рассказывающих о монастыре Шаолинь.

Вопрос: В Китае, знакомясь с человеком, принято спрашивать о месте происхождения его рода, расскажите пожалуйста, откуда вы родом?

Ответ: Я - хэнанец, т.е. я родился и детство провел здесь в Син Цзя, а место происхождения моих предков ("лао цзя") - провинция Аньхой, поэтому в Китае я должен говорить, что на самом деле я "аньхоец".

В: Т.е. "цзи гуань" провинция Аньхой.

О: Да "цзи гуань" Аньхой.

В: Я слышал: люди говорят, что аньхойцы мягкие и приятные люди?

О: Да, наверное.

В: В каком году вы родились?

О: Я родился в год Барана (1967) 16 июля. Это если по старому китайскому лунному календарю.

В: Когда вы приняли решение стать монахом Шаолиня?

О: В монастырь я пришел в 1983г. Однако еще до прихода сюда, я самого раннего детства занимался шаолиньским ушу. Шаолиньские боевые искусства широко распространены в народе. Во многих уголках Китая и особенно здесь, в провинции Хэнань, есть много замечательных мастеров.

В: Под чьим руководством вы начали изучать ушу? Кто был вашим наставником?

О: Мне повезло, я с детства имел возможность обучаться у хороших мастеров и изучил множество стилей и направлений еще до того, как я пришел в Шаолинь. Но своим основным учителем я хочу назвать моего "шифу" - сегодняшнего настоятеля монастыря Ши Суси. Именно под его руководством я получил первые уроки того, что называется "истинной традицией" кунфу монастыря Шаолинь. Он заложил во мне основу и передал мне систему тренировок, которая издревле практиковалась здесь и которую я использую и по сей день.

В: Т.е. в 83г. вы были довольно молодым человеком и вдруг окончив школу вы предпринимаете такой серьезный поступок - уйти в монастырь. Ведь Китай за последнее десятилетие сильно развивался промышленно и социально, стал проводить политику открытости и сейчас много молодежи стремится приобщиться к западной культуре?

О: Да, действительно, в результате политики открытости Китая, мы узнали о жизни зарубежного общества, о том, чем живут люди других стран, что их волнует. Но мне кажется, что жизнь общества и общественных явлений имеет причиной индивидуальное развитие каждого. Меня всегда больше интересовало внутренне развитие отдельного человека, мне казалось, что многие проблемы внешней жизни упираются в какие-то недостатки мышления или внутреннего развития. И поскольку, все это глубоко исследуется религией,надо сказать, что в нашей семье с почтением относились к религии, то я решил после окончания школы посвятить себя внутреннему развитию вступив на путь буддизма. Это было моим личным решением. Изучение и занятие ушу - это другая сторона дела.

В: Расскажите немного о том, каким был Шаолинь в начале 80-х годов?

О: В то время Шаолинь был, конечно, не таким красивым как сейчас. Выглядел значительно бледнее, были еще видны остатки последнего пожара. Монахов было всего десятка два и в то же время, это было возрождение и открытие нового Шаолиня. За последнее десятилетие весь Китай ушел далеко вперед, и монастырь естественно изменился вместе со страной. Все здания были отремонтированы, на месте разрушенных в 1928г. построек возведены новые по старому образцу, а число монахов и послушников сейчас далеко превышает сотню человек.

В: Правда ли, что тренировки в Шаолине очень тяжелы?

О: Да действительно, тренировка кунфу нелегкое дело. Собираясь тренировать боевое искусство надо не бояться трудностей и страданий, привыкнуть к ежедневным тяжелым нагрузкам. Только такой человек может заниматься, если же человек не готов переносить страдания, он не должен приступать к изучению кунфу. Я думаю, что каждый, кто хоть немного знаком с боевыми искусствами знает это. В начале тренировок многие молодые монахи зачастую теряют сон и аппетит, но занятия не прерываются и доходят иногда до 10 часов в сутки. Я бы сказал, что кунфу - это самая тяжелая работа.

В: Наверное для вас было легко адаптироваться к шаолиньским тренировкам , т.к. вы уже имели некоторый опыт занятий?

О: Да, можно сказать, я имел представление об ушу и уже знал "базовую работу" (цзипэнь гун).

В: Т.е. в Шаолине вы начали тренировать более сложные техники?

О: Дело обстоит не совсем так. В шаолиньском кунфу "база" - это основа, которой нужно овладеть для последующих многолетних занятий. С одной стороны "базовая работа" - это самое простое, но без нее у вас не будет почвы под ногами, необходимо время от времени ее поддерживать. Например: для того, чтобы построить дом - нужен фундамент и несущая конструкция (балки), если фундамент прочный вы можете построить очень высокое здание. Это должен знать каждый, кто начинает заниматься Шаолинем. Хорошая и качественная проработка базовых принципов, техник и движений, вообще, одна из основных особенностей и достоинств Шаолиня. Ведь это монастырь и здесь нет нужды особенно торопиться.

В: Какие стили вы изучали?

О: Я изучал много стилей и направлений, сейчас даже трудно перечислить - сяохун, тахун, тунбэй, лохань и т.д... очень много. Но, в общем, я принадлежу к традиции южного двора.

В: Какой из стилей вы предпочитаете?

О: Лохань цюань и Сини цюань, а также то, что составляет основную особенность шаолиньской тренировки - стили шеста, такие как Иньшоу кунь, Фэнмо кунь, Шаохуо кунь и т.д.

В: А стиль 5 зверей?

О: Да, конечно, стиль 5 зверей, мы также называем "стиль 5-ти драгоценностей" и монахи очень дорожат этим стилем и это также одна из особенностей Шаолиня. Но хочу отметить , что шаолиньское кунфу, очень извращается за пределами Сун Шань, я много видел подделок под шаолиньский кулак, выдающих себя за "подлинный" Шаолинь. Конечно в Китае много выдающихся мастеров и стилей кунфу и здесь нужно сказать, что есть "внешний Шаолинь" - это ушу, которое функционирует за пределами монастыря со множеством своих особенностей, а есть "внутреннее" шаолиньское ушу, передается только среди самих монахов внутри монастыря. И с ним знакомы только те, кто занимался непосредственно у них. Несмотря на то, что сейчас монастырь окружен множеством спортивных школ , а само ушу широко рекламируется, проводятся соревнования и показательные выступления традиция "внутреннего" ушу существует совершенно отдельно от этого, и ни в коем случае не подлежит повсеместному показу и комерческому использованию.

В: Во время путешествий по Китаю, я столкнулся с тем, что, несмотря на широкую популярность монастыря и то, что шаолиньским кунфу занимается огромное количество человек, монастырское ушу практически не известно.

О: Да, несмотря на большую популярность шаолиньского ушу во всем мире, я считаю, что настоящая традиция, в общем-то, неизвестна. Даже здесь, в Азии, несмотря на свое сильное влияние, "реальный Шаолинь" мало распространен, тем более за ее пределами. Хотя, надо сказать, что в последнее время предпринимается довольно много успешных попыток передачи шаолиньской традиции как в Китае, так и за рубежом. Команда наших монахов очень часто выступает в разных странах и также обучает желающих, все это способствует распространению.

В: Но ведь бытует мнение, что шаолиньское кунфу очень закрытая вещь и многие секреты, хранящиеся в недрах монастыря, не подлежат распространению?

О: Монастырь Шаолинь и его боевое искусство насчитывает около 1500 лет истории, и естественно за такое огромное количество времени тренировок было накоплено много приемов, стилей и методических знаний. Можно сказать, что сейчас Шаолинь обладает уникальной коллекцией древних знаний. Все это очень трудно оценить и охватить, даже не только начинающему. Конечно же, достижения, которые хранят старые мастера, не особенно распространяются в широкие массы. Но "секрет" или "тайна" Шаолиня связана скорее, не с желанием чего-то спрятать или утаить, а с недостатком уровня ученика. Т.е. познание секретов - это всего лишь вопрос уровня, чем дальше вы занимаетесь, тем больше вы открываете новых возможностей, обретаете новое понимание. Можно сказать, что процесс этот в Шаолине бесконечен. Здесь самое трудное – это приблизиться к уровню древних мастеров, т.к. среди современных занимающихся мало способных переносить все тяготы и страдания многолетних тренировок и укреплять свой дух в соответствии с заветами старых учителей. И все же, я думаю, что независимо от страны и национальности, китайцы мы или иностранцы - мы живем на одной земле, в едином мире, и все мы обязаны бережно относиться к наследию предков. Древняя традиция шаолиньского кунфу полторы тысячи лет развивалась и передавалась шаолиньскими монахами "от сердца к сердцу". Но сейчас не обязательно становиться монахом, чтобы изучать кунфу, мы открываем возможности всем, мы готовы передавать знания всем, кто искренне желает практиковать Шаолинь независимо от нации или положения в обществе.

В: Т.е. вы считаете, что шаолиньское кунфу принадлежит всему человечеству?

О: И только так! Боевое искусство Шаолиня происходит отсюда, из провинции Хэнань, уезд Дэнфэн, монастырь Суншань Шаолиньсы, и в том, что оно получило широкую известность заслуга не моя лично и не моего учителя, а многих и многих поколений монахов - величайших мастеров ушу. Поэтому, сейчас я могу сказать, что шаолиньское кунфу принадлежит не только мне, моим братьям или нашим учителям, оно принадлежит всему человечеству (Так много людей и мастеров было причастно к его созданию!). Это мое главное убеждение, которое я постоянно подчеркиваю во время зарубежных встреч.

В: Очень часто задают вопрос - как случилось, что буддийские монахи, которые исповедуют заповедь "неубиения живого" (ахимсы), все же занимаются боевым искусством? Я часто встречал в других буддийских монастырях отрицательное отношение к Шаолиню, здешних обитателей считают жестокими и недостойными представителями Учения.

О: Совсем не так! Ведь цель шаолиньского кунфу, вовсе не в убийстве живого и даже не в обороне или самообороне, эти вещи, вообще, не касаются буддийских монахов. Цель ушу - прежде всего в раскрытии себя и укреплении духа и тела. Великий Учитель и основатель шаолиньского боевого искусства Дамо провел 9 лет в непрерывной медитации в пещере на горе, для сохранения тела он практиковал упражнения цигун, укрепляя внешнюю и внутреннюю систему организма. Эти упражнения он в последствии передал монахам Шаолиня, и из этих движений возникло потом то, что теперь мы называем "шаолиньский кулак" (стиль).Т.о. упражнения монастыря Шаолинь, в самой своей основе, конечно же не имели боевой направленности, как это думают люди не знакомые с подлинной традицией Шаолиня. И вначале, это отнюдь не называлось "боевым искусством". Сам термин "ушу" - это современное название, в древности так не говорили, то, чем занимались монахи раньше, называлось "гун" - работа. Однако, впоследствии, в результате смут и общественных потрясений, которых случалось немало в истории Китая, а также в периоды борьбы за независимость страны, монахи, для защиты монастыря и своего народа, стали применять шаолиньский кулак и обучать ему других. Т.е. монахи просто зачастую были вынуждены применять свое искусство, защищая себя и других, но вовсе не из-за желания причинить вред. Одно из главных правил Шаолиня гласит: монах не должен открыто демонстрировать свое умение или применять его в целях нападения, а реагировать только на ситуацию, в которой есть прямая угроза для его жизни или жизни его собратьев, мы в буддизме считаем данную жизнь, данное перерождение - большой драгоценностью и редкой возможностью достичь просветления. Т.о. монах действует только лишь для предотвращения насилия.

В: Сейчас Шаолинь стал очень известным и посещаемым местом, здесь ежедневно бывают сотни и тысячи туристов. Как вы думаете, не мешает ли это практике монахов?

О: Ну, все это не так уж плохо, ведь жизнь меняется, общество развивается по своим законам. Я уже говорил, что шаолиньское кунфу - создание многих поколений и сейчас оно принадлежит всем, сейчас это уже факт общечеловеческого наследия , поэтому я как монах не считаю необходимым запрещать одному и разрешать другому . Святые места нужны для того, чтобы сделать лучше жизнь всего человечества. То же самое и шаолиньское кунфу , почему мы должны кому-то запрещать смотреть или изучать его. Конечно, практика кунфу требует самостоятельной сосредоточенной работы вдали от суеты мира, но монахи Шаолиня находят возможности для занятий.

В: Т.е. вы считаете, чтобы как можно больше людей приобщалось к системе шаолиньских боевых искусств?

О: Да, конечно, нужно, чтобы все больше людей приезжало сюда изучать кунфу, знакомиться с историей Шаолиня и чань-буддизма, да и просто посмотреть на монастырь, посетить святые места. Я надеюсь, что тогда и для общества в целом будет лучше.

В: С какого времени кунфу Шаолиня начало демонстрироваться за пределами Китая?

О: На этот вопрос, конечно, трудно ответить полностью. Можно сказать, что было несколько больших периодов в истории, когда к традиции Шаолиня начинали приобщаться иностранцы. Это было и в Японии, и в Корее, и во многих других странах Азии, и среди монахов Шаолиня были люди из других стран. С 80-ых годов нынешнего века нас стали активно приглашать в Европу и Америку. Наша команда много раз бывала на Западе, многие из монахов ведут, в настоящее время, учебную деятельность за рубежом , они основали много обществ и организаций любителей кунфу Шаолиня, и даже есть монастыри за рубежом, например Хуалиньсы в Америке. В Японии есть общество шаолиньского кунфу, руководители и члены которого часто посещают наш монастырь, у нас с ними давние и прочные связи . Японцы пожалуй одними из первых заинтересовались и пытались изучать Шаолиньский стиль, после того, как он стал известен миру.

В: Каков на ваш взгляд уровень шаолиньского кунфу за границей, есть ли действительно хорошие мастера за пределами Китая?

О: Мне трудно судить об уровне шаолиньского кунфу вообще, т.к. со времени широкого распространения его образовалось множество стилей местного ушу, сейчас это все называется шаолиньским ушу в широком смысле. В действительности, Азия полна мастерами различных местных стилей и традиций, может и не столь известными, как Шаолинь.

В: И все же, в какой стране, кроме Азии наиболее популярно кунфу Шаолиня?

О: Судя по моему опыту посещения многих стран и встреч с местными любителями ушу, везде и всегда очень рады нашему приезду и нас очень хорошо принимают, практически везде можно найти людей искренне интересующихся боевыми искусствами.

В: Действительно?

О: Ну я сужу по своему опыту общения. Бывает, что мы показываем специальную программу выступлений, читаем лекции, рассказываем о чань буддизме, обучаем желающих - и везде много желающих поучиться. Из стран наиболее посещаемых, я могу назвать Америку, Италию, Канаду, Японию, Сингапур и т.д.

В: Как вам удалось стать таким известным?

О: Мне кажется, что я не так уж и известен, просто я нахожусь в Шаолине достаточно много времени, у меня очень много друзей в Китае и по всему миру и меня часто приглашают с выступлениями.

В: Говорят, что шаолиньская традиция утрачивается, многие мастера уносят с собой тайны Шаолиня, многое утеряно?

О: Это верно, и мы все очень сожалеем об этом. Многое из наследия Шаолиня утеряно безвозвратно, до нас дошли легенды о чудесных умениях мастеров прошлого, но техники уже неизвестны. Заботясь о сохранении традиции в 84-85 г. мы создали Центр исследования и реконструкции шаолиньского кунфу при монастыре. С другой стороны здесь было создано такое количество тайных приемов, достижений цигуна и медитации, что ни один человек не сможет освоить это в течение одной жизни. Слишком уж глубоко и обширно кунфу монастыря Шаолинь. Существуют и "секреты" сегодняшних дней , есть, т.н. раздел техники называемый "нэй цзя цюань" - внутренняя традиция, или "кань цзя цюань" - семейная традиция, который бережно передается тем, кто уже имеет достаточный опыт знаний и кто причастен к "внутренней передаче" Шаолиня. В то же время всегда было множество вещей, о которых ходили удивительные слухи, но монахи отказывались их демонстрировать. Это порождало легенды, домыслы и собственные изобретения. Глубина и мастерство традиции, согласно канонам Шаолиня и правилам чань должны открываться лишь достойным, серьезно настроенным людям.

В: Знакомы ли вы с Дэцянем?

О: Да, конечно, у нас с ним один учитель, я хорошо знаю его. Он написал много книг и в свое время тоже практиковал кунфу. Сейчас же, в связи с возрастом, он занимается, в основном оздоровительными аспектами, изучает искусство долголетия (чхан шоу) и сохранения здоровья.

Провинция Хэнань, уезд Дэнфэн, монастырь Суншань Шаолиньсы, приемная учителя Ши Дэ Яна.
5 декабря 1996 г.

 Назад