Некоторые исторические сведения
о развитии шаолиньской школы боевых искусств

Согласно монастырскому преданию начало традиции шаолиньского ушу положил пришедший в Китай из Индии в 527 году н.э. буддийский монах Бодхидхарма (кит. Дамо). Став настоятелем Шаолиня, он обучил монахов восемнадцати боевым приемам (в том числе: шести приемам для кулака, двум — для ладони, одному — для локтя, четырем — для ног и пяти захватам), из которых впоследствии был создан комплекс «восемнадцать рук архата» (шаолинь шиба лохань шоу). Он состоит из 24 несложных движений с поэтическими названиями. Например, «дракон танцует», «журавль танцует», «сесть на лошадь», «красавица любуется цветком лотоса», «мальчик молится Гуаньинь» и т.д. Этот комплекс явился основой для известного шаолиньского стиля «кулак архата» (лохань цюань).

На протяжении многовековой истории монастыря в его стенах зародилось свыше 200 различных направлений боевых искусств, причем их основателями являлись как воспитанники Шаолиня, так и знаменитые мастера-миряне, которых монастырь приглашал для обучения послушников.

Так, во времена династии Тан (618-907 гг.) сокровищница шаолиньских стилей обогатилась «игрой пяти зверей» (у цинь си) знаменитого врача Хуа То, техникой широкого меча «Весны и осени» выдающегося военачальника Гуань Юнь-чана, при династии Сун (960-1279 гг.) — 36 приемами «длинного кулака» (чан цюань) — направления, разработанного первым императором этой династии Чжао Куан-инем (Тай-цзу), 18 приемами для рук известного полководца Юэ Фэя.

Живший вовремена династии Юань (1271-1368 гг.) шаолиньский монах Цзюэ Юань в поисках достойных учителей встретил мастеров Ли Соу и Бай Юй-фэна, которым предложил принять монашество и совершенствовать свое искусство в Шаолине. Оба мастера внесли значительный вклад в монастырское ушу: Ли Соу создал стили «большого и малого красных (прим.) кулаков» (да хун цюань и сяо хун цюань),разработал технику фехтования с шестом (гунь шу) и систему захватов (циньна), а Бай Юй-фэн создал стиль «пяти кулаков» (у цюань) и комплексы специальных дыхательных упражнений (цигун).

При династии Мин (1368-1644 гг.) Шаолинь посетил известный по сражениям против Японии генерал Юй Да-ю, который в стенах монастыря существенно обогатил прикладную технику владения шестом.

К концу династии Цин (1644-1911 гг.) из-за противодействия императорского двора, феодальной и военной аристократии Шаолинь пришел в упадок. Та же участь постигла и его систему боевых искусств. До настоящего времени сохранилось лишь немногим более тридцати стилей: большой и малый «кулаки потока» (да хун цюань и сяо хун цюань), «пушечный кулак» (бао цюань), «кулак архата» (лохань цюань), «сливовый кулак» (мэйхуа цюань), «кулак обезьяны» (хоу цюань), «семизвездный кулак» (цисин цюань), «кулак сердца и мысли» (синь и цюань) и др.

 

Краткая характеристика некоторых шаолиньских школ

«Школа пяти зверей» (шаолинь у цюань)

По преданию создана шаолиньским наставником Бай Юй-фэном на основе «игры пяти зверей» врача Хуа То, жившего в эпоху "восточна я Хань"(25-220 гг.). Включает в себя традиционные шаолиньские методы и приемы, подражающие движениям пяти животных: дракона, тигра, леопарда, змеи и журавля.

«Стиль дракона» тренирует сознание (шэнь), «стиль тигра» — кости (гу), «стиль леопарда» — силу (ли), «стиль змеи» — энергию (ци), «стиль журавля» — дух (цзин).

Школа «тринадцати захватов» (шаолинь шисань чжуа)

Создана также Бай Юй-фэном, Включает в себя разделы: «движения дракона», «изгибы змеи», «взмахи феникса», «ужимки обезьяны», «приседания тигра», «голова леопарда», «брыкание лошади», «клюв журавля», «бодание буйвола», «подвижность зайца», «полет ласточки», «топтание курицы».

Некоторые правила:

- тело движется как ветер, ноги — как молнии, руки следуют одна за другой, перемещения быстрые и короткие;

- голова подпирает небо, источник — в пальцах ног;

- плечи опущены, макушка поднята вверх, сердце спокойно, энергия (ци) опускается в область "дань-тянь".

Основные запреты:

-«гусиная» (опущенная) голова;

-«окоченевшие» (напряженные и неподвижные) руки;

-втянутый живот;

-изогнутая поясница.

«Сила не победит кулак, кулак не победит работу, работа не победит метод, метод не победит искусство».

«Школа пяти форм восьми способов» (шаолинь вусин бафа цюань)

Входит в северную ветвь шаолиньских стилей. К «пяти формам» относятся: «кулаки» дракона, тигра, леопарда, змеи и журавля. К «восьми способам» относятся: внутренняя работа (нэй гун); внешняя работа (вай гун); работа сознания (и нянь); способы движения туловищем, руками и ногами; захваты и броски; перемещения, издавание криков.

«Школа белого журавля» (бай хэ шаолинь цюань).

Относится к южной ветви шаолиньского ушу. Наиболее распространена в провинции Фуцзянь.

Включает в себя разделы: «полет», «пение», «ночлег», «добывание пищи».

Кисти и локти имитируют движения крыльев журавля; пальцы рук немного согнуты, подражая когтям птицы.

Когда «журавль спокоен», стойки «стройные, как сосна». Движения журавля очень резкие, «сотрясающие горы и разверзающие землю». Во время исполнения комплексов обязательны крики, увеличивающие силу ударов.

«Кулак потока» (шаолинь хун цюань)

Один из базовых шаолиньских стилей. Состоит из малого и большого «кулаков».

Движения простые и строгие; равное внимание уделяется атаке и защите; в «твердом» присутствует «мягкое», в «мягком» — «твердое». Выполняемые в комплексах атаки и отходы, подъемы и опускания, вращения и наклоны совершаются вдоль одной прямой. Руки постоянно «выпрямлены и не выпрямлены, согнуты и не согнуты». Предпочтение отдается бою на ближней дистанции,

Основные требования: устойчивость, готовность к любым действиям, воинственность, скорость, ясность сознания, изменчивость.

Наиболее часто применяемой стойкой является высокая стойка «лука». Стойки большого «кулака потока» тоже высокие, движения широко амплитудные и зрелищные. В малом «кулаке потока» стойки сравнительно ниже и устойчивее, движения короче и быстрее, в основном проводятся приемы открытой ладонью.

Из-за своей простоты стиль «кулак потока» является начальным в системе шаолиньских боевых искусств.

«Мягкая школа» (шаолинь жоу цюань)

Относится к «внутренним» шаолиньским стилям, т.н. «шаолиньский тайцзи цюань».

Движения «мягкой школы» величественные, широкие, постоянно сменяющие друг друга. Временами они то «скользят по морской глади», то «сотрясают небеса», то похожи на «бесцельные прогулки в саду», то на «скачку резвого коня». Основные требования:

- сознание управляет движением и дыханием, сердце и ум пусты и спокойны, энергия (ци) опускается в область "дань-тянь"

- сначала мысль, затем действие;

- из мягкого рождается жесткое;

- мягкость, округлость, уравновешенность, заманивание;

- двигаться, как свирепый тигр, покоиться, как огромная гора;

- снаружи тренировать мышцы и кости, внутри — пять органов. Упражнения «мягкой школы» оказывают благотворное влияние на работу сознания, внутренних органов, костно-мышечной системы.

«Школа врат сердца и мысли» (шаолинь пай синь и мэнь)

По преданию создана в монастыре Шаолинь в провинции Фуцзянь. Включает в себя движения, подражающие повадкам 12 зодиакальных животных; крысы, быка, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, барана, обезьяны, петуха, собаки и свиньи. Этим животным соответствуют «земные ветви» — знаки двенадцатиричного цикла летоисчисления, а также 12 внутренних органов, 12 «страж» (двухчасовых отрезков времени в пределах одних суток) и 12 созвездий зодиака (см. таблицу).

Таблица. Обозначения 12-ти циклических зодиакальных знаков

* Сан цзяо /три прохода/ — вводящий в желудок, переваривающий /желудочно-кишечный тракт/, выводящий в мочевой пузырь.

Из движений этих животных составлены 12 комплексов и множество приемов. Например, «маленький черный тигр», «кулак, раскалывающий гору», «птица вылетает из клетки», «свирепый тигр выходит из пещеры» и др.

Основные разделы техники: удары руками и ногами, захваты и броски.

Основные методы: отработка стоек, ударов по мешку с песком или гравием, упражнения с деревянными манекенами, занятия с отягощениями. Следующими этапами являются боевая практика в парах и работа с оружием.

«Школа Будды» (Фохань цюань)

Этот стиль полностью состоит из парных упражнений и включает в себя 24 парных комплекса, в которых взаимные атакующие и защитные действия разделены на три уровня: верхний, средний и нижний.

Основные правила:

- в одном положении наносятся ри удара, один удар вызывает три повреждения, изменения многочисленны и непредсказуемы;

- гармония твердого и мягкого;

- атака при первом удобном случае, взаимосвязь атаки и защиты. В настоящее время распространены две разновидности «школы Будды» — «большая драка» (да цзя) и «малая драка» (сяо цзя). В «большой драке» движения в основном размашистые, предпочтение отдается бою на дальней дистанции. В «малой драке» движения короткие и резкие, большее внимание уделяется работе рук.


|Введение|