Самый главный зал, с ритуальной точки зрения, конечно же "Зал трех будд". Он называется так же "Драгоценный зал великих героев", или Фо тхан - зал будды. Это самый главный зал в Шаолине. Он восстановлен в 1986 году на месте сгоревшего в 1928 году. Длина его 24,57 метра, ширина 20,5 метров, высота 19 метров. Имеет четверо ворот. Трое с фасада здания, одни сзади. Практически все главные ворота всех китайских построек ориентированы на юг. Зал сквозной, но в силу того что в нем часто проводятся службы, обычно сквозной проход здесь не разрешается.

Сразу напротив входа Вы видите три огромных золоченых изваяния будд трех миров. Они также символизируются великих просветленных учителей прошлого, настоящего и будущего. Золоченые же троны высоко поднимают их над бренным миром, они умиротворенно погружены в себя и одновременно присутствуют в зале, как бы наполняя его огромным количеством чистой энергии. Суетные мысли и бесполезные раздумья замирают в их присутствии. Возбужденное сознание успокаивается. Аромат благовоний пропитывает стены зала.

Здесь же перед алтарем расположены предметы необходимые для ежедневного буддийского ритуала: слева большой барабан, справа огромная деревянная "Рыба" (Му юй - пустотелый деревянный предмет круглой формы с изображением рыб, на ней отбивают ритм во время служб).

Перед алтарем же на каменном полу есть подушки для медитаций и подставки для поклонов. По обеим сторонам зала расположены 18 фигур архатов (буддийских святых) в различных характерных позах.

Обычная процедура общения верующих и посетителей монастыря с Буддой проходит так : сначала пришедший должен бросить в ящик перед алтарем какую-нибудь монету начиная с 1 фэня и выше (бросают много), затем взять тут же лежащие на столе у дежурного монаха курительные свечи (обычно не менее трех) и поставить в особый сосуд перед алтарем; или в большую курильницу на улице, прямо напротив ворот зала (свечи должны тлеть, но не в коем случае не гореть, также не принято задувать их). Затем, обращаясь к Будде, посетитель три раза опускается на колени, в поклоне касаясь лбом подставки, ладони при этом нужно повернуть вверх. Монах, присутствующий здесь, должен каждый поклон сопровождать ударом в медный сосуд. Долгий и глубокий звук от удара теряется в высоте зала, как бы донося до Будды нужды верующих.

Центральная фигура - Будда Шакьямуни, по обеим сторонам от него почтительно приветствуют Учителя два его лучших ученика, два первых патриарха буддизма (после самого Будды Шакьямуни) - Мудрый старец Махакашьяпа и бесконечно преданный учителю Ананда. Шакьямуни, являющийся для нас собственно основателем буддизма - Будда нашего мира (по санскритски он называется Saha). Это мир страдания, и обучение происходит здесь путем Терпения (кит: ren ru bo luo mi).

Справа расположен Будда Яошиван (Будда Лекарь) - он является в особом "хрустальном мире" Восточной страны, также имеет название "Так приходящий Хрустального Света". Считается, что он подобно лекарю излечивает болезни и страдания живых существ, обращающихся к нему, освобождает людей от гнета жестоких правителей, дает нуждающимся пищу, одежду и кров. Учение его ведет живые существа в Мир Удовлетворения и Светлой Радости. Будда - Лекарь также имеет небесное воинство из 12 стражей - духов охраняющих учение.

Слева от Шакьямуни - Будда Западного Рая Анитабха. Это, пожалуй, наиболее популярный Будда в Китае, считается, что поклоняющийся ему обретает новое рождение в Чистой Земле Сукхавати (Цзинь Тху). Там живые существа достигают состояния Предельной Радости и Полного Блаженства. Школа Цзинь Тху, основой практики которой, является культ Амитабхи, в настоящее время самая влиятельная в стране и самая многочисленная по числу ацептов и сочувствующих. Путь к Освобождению от страданий здесь лежит через развитие Безграничной Веры и многократное произнесение имени Амитабхи ("Nan Wu A Mi Tuo Fo / Нань Ву Амитофо").

Будды трех миров соотносятся также с буддами трех времен - настоящего, прошлого и будущего. Особенностью "Зала Великих Героев" в Шаолине служит то, что три главных культовых фигуры будд сопровождают два изваяния святых имеющих непосредственное отношение к самому монастырю. Это фигура Дамо (Бодхидхармы) на стебле тростника переправляющегося через реку (возле Будды-Лекаря) и рядом с Амитабхой - Дух боевых искусств Шаолиня Цзиньнало, держащий в руках шест-дубину. Расположены они здесь, в силу своей особой важности для Шаолиня. Дамо - собственно основатель учения Чань, легендарный буддийский патриарх и также основатель кунфу Шаолиня. Мистическая личность Цзиньнало - ван, считается скорее существом божественного, чем человеческого происхождения, воплощает в себе образ защитника Монастыря и несет энергию запредельного уровня боевых искусств, именно к нему чаще всего обращаются практикующие кунфу в Шаолине (Дамо и Цзиньнало неизменно украшают алтари вусэнов).

В правом нижнем углу зала, как бы скрываясь во тьме, под большим бронзовым колоколом Минской династии (1589 г.) сидит "бодхисаттва Подземного мира" (Тицзанван) покрытый желтой накидкой. По буддийским представлениям, милосердие Просветленных на сферы всех шести миров, и даже в аду существует возможность развития. По словам Шакьямуни "ад не пуст, и в нем присутствует возможность сострадания". Сострадательная мысль Будды создала бодхисаттву подземных миров. Удары в большой колокол призывают его для спасения даже самых безнадежных и разочаровавшихся грешников (Удар в колокол символизирует, хотя бы даже малейший, признак мысли о сострадании, промелькнувший в душе обитателей ада).

Вдоль обеих стен, вглубь зала расположены фигуры 18 лоханей (архатов) по 9 с каждой стороны. Архат (в буддизме) - это тот, кто (личностью его назвать трудно!) достиг просветления, практически полностью очистил свое сознание от притока аффективности (клеша), но не реализовал еще высший "плод" на пути - окончательную Нирвану. Согласно тхераваде и раннему буддизму архат - это самая высокая степень достижения, в человеческом мире. Все 500 главных учеников Будды стали лоханями, т.е. реализовали плод архатства в этой жизни. 18 лоханей неизменно сопровождают Будд главного зала в каждом китайском храме. Они, как бы, слушают учение Просветленного, сами же представляют какой-либо из аспектов его высшей деятельности (нирманакая). Каждый из лоханей знаменит своими деяниями и необычными подвигами. 16 из них индийского происхождения, 2-е китайских: Лохань усмиривший дракона и Лохань победивший тигра, также среди них есть и родной сын Будды Шакьямуни - Рахула (11-ый по счету лохань). Т.о. человек попадающий в Главный зал, не только знакомиться с основными персоналиями буддийской мифологии, но и погружается в атмосферу тех времен , когда сам Будда, странствуя в окружении учеников и бодхисаттв, читал свои проповеди.

С обратной северной стороны Зала Героев находится , украшенная золотом, скульптура бодхисаттвы Гуаньинь, чрезвычайно любимой и почитаемой в Китае. Гуань Ши Инь (или Авалокитешвара - санскр.) в Индии принято считать его мужским персонажем , в Поднебесной же он приобрел женские черты, соединившись с местными легендами о несчастной девушке , чрезвычайно преданной учению Будды и невинно пострадавшей от тирана. Гуань Ши Инь - дословно означает "тот, кто видит все звуки мира" - входит в четверку самых почитаемых махасаттв (великих бодхисаттв) наряду с Маньчжушри, Самантабхадрой и Тицзанваном, обладает безграниченным милосердием, слышит и видит нужды всех страждущих и обращающихся к ней за помощью. Имеет также название "Гуань Цзы Цзай" - "самосущий" - указывает на неограниченную ничем мудрость и способность к неограниченным действиям, а также на способность неограниченного проявления милосердия. Еще ее называют "Так Приходящий Истинной Дхармы" и "бодхисаттва Великого Сострадания". Гуаньинь, в кит. буддизме, имеет множество проявлений и аспектов, и в зависимости от выполняемой функции, она получает соответствующую атрибутику (Гуньинь с ребенком, Гуаньинь держащая сосуд, тысячерукая Гуаньинь и т.д.). В Зале Героев Шаолиня - "Гуаньинь Фиолетового Бамбука" - символ многообразия (многоцветия) жизни, естественного спокойствия и добрых предзнаменований. Считается, также, что существовало 84 аватары (воплощения) Гуаньинь, в разных ипостасях. Каждая из аватар особо почитается и имеет свою мантру (Все вместе они составляют один из базовых текстов ритуального канона, читаемого на службах - "Та пэй чжоу"). Сами службы ("ниэнь цзин" - чтение сутр) проводятся ежедневно, летом в утреннее время 10 ч, зимой в вечернее время, практически всегда в Главном Зале. На них должна собираться вся монашеская община, но допустимо и присутствие учеников со стороны (послушников), да и просто интересующихся. Во время службы монахи нараспев (как правило наизусть) произносят канонические тексты, такие как "Синь цзин" (Сутра Сердца), "Та пэй чжоу" (Мантра Великого Сострадания) и "Амито цзин" (Сутра Амитабхи) . Несмотря на то, что набор текстов является общим для всех школ и буддийских монастырей Китая, служба монахов Шаолиня имеет отличительную медитативную (чаньскую) направленность. Также имеются произведения и трактаты, созданные в русле традиции Чань и поэтому особо почитаемые здесь (напр. "Лиу тхань цзин" - Сутра Помоста 6-го Патриарха).

В заключение хочется добавить, что согласно уставу, разработанному знаменитым наставником Байчжаном, в чаньском монастыре "Зал Будды" вообще необязателен, также как и его изображение. Его обычно заменяет "Зал Дхармы" (Фа тхан), где монахи должны заниматься медитацией, именно этот зал и должен составлять сердце Чаньского монастыря. Интересно также, что на самых ранних скульптурных композициях индийского буддизма, фигура самого основателя Учения почти никогда не изображалась, ученики как бы группировались вокруг "пустого места", где должен был находиться Будда. "Иногда вместо Будды изображался лишь след его стоп" (Смирнов Б.Л. Очерк о Санкхье). В Китае, в первые века развития учения, Будды ставились, в основном, в тех монастырях, куда был открыт широкий доступ посетителей, и там где наибольшее внимание уделяли ритуально и обрядовой практике (люй пхай), или там где проводились заказные службы, по просьбе высоких сановников.

Назад Далее

Карта монастыря