Монастырь Шаолинь (ШАО ЛИНЬ СЫ в переводе с китайского означает "монастырь в лесу на горе Шао") основан группой буддийских монахов под руководством индийского наставника Бато весной 495 г. на священной горе Сун-Шань в провинции Хэнань. Монастырь известен всему миру как колыбель Чань (Дзэн)- буддизма и более 200 направлений боевых искусств.
   В 6-м веке, согласно легенде, в Шаолинь пришел Бодхидхарма - основатель новой ветви в буддизме - Чань (или по-японски Дзэн). Именно Бодхидхарма показал монахам 18 боевых движений, положивших начало всему шаолиньскому кунфу. В результате каждодневной религиозной практики и занятий боевыми искусствами монахи достигали высших состояний Свободы и становились практически неуязвимыми. Недаром китайская поговорка гласит: "Герои Поднебесной выходят из Шаолиня!".
   Наш корреспондент встретился с Анатолием Михайловичем Ковганом, возглавляющим Красноярскую Школу традиционных боевых искусств и являющимся послушником в миру от монастыря Шаолинь. За его плечами армия, университет, преподавательская деятельность, но главное в его жизни - это традиция Шаолиня, традиция Чань, традиция Востока...
   Мы публикуем запись этой беседы с небольшими сокращениями.


ОБИТЕЛЬ СИЛЬНЫХ ДУХОМ

    - Анатолий Михайлович, Вам одному из немногих людей в России удалось побывать в святая святых боевых искусств - монастыре Шаолинь, и при этом не просто побывать, а быть там принятым и посвященным в послушники. Монастырь с многовековой историей, о суровости подготовки бойцов и таинственных старцах которого ходят легенды...и о котором снято огромное количество фильмов - этот монастырь принимает в свои ряды иностранца, русского человека. Факт, на мой взгляд, очень не ординарный. Скажите, как это стало возможным - политика открытых дверей пришла в Шаолинь, или же случай с Вами - это все-таки случай исключительный?

     - В вашем вопросе уже заключен ответ. Во-первых, то, что сегодня происходит в Китае, в частности политика "открытых дверей", сказывается как на состоянии современного у-шу, так и на положении Шаолиня. Китай открывает себя внешнему миру. Это страна, за плечами которой около пяти тысяч лет непрерывной истории и нигде в мире нет такого обилия хорошо сохранившихся древнейших памятников цивилизации. Китайцы, которые сами очень трепетно относятся к своей истории, прекрасно понимают, что может дать стране развитие туризма. Наряду с гробницей ПИ-МА-ЮН (3 в. до н.э.) и императорским дворцом КУ-КУН монастырь Шаолинь является одним из наиболее почитаемых, всемирно известных памятников. За последний год его посетило около двух миллионов человек. Государство "делает" на Шаолине колоссальные деньги, впрочем, надо отдать этому должное, монастырь содержится в идеальном порядке (-прим.ред.-), и монахи получают государственное жалование, хоть и небольшое. Вокруг монастыря вырос целый городок из многочисленных школ и институтов ушу, гостиниц, магазинов, ресторанов и т.п. Но это, так сказать, одна сторона монеты. (-прим.ред.-)
    В монастыре сегодня идут службы, совершаются обряды и церемонии, там располагаются служебные помещения, ходят посетители и туристы. Но здесь не встретишь занимающихся боевыми искусствами монахов. Тренировки проходят либо за пределами монастыря - в горах, на отдельных полянах, либо на маленьких площадках в монастыре, куда не заглядывают туристы. Можно сказать, что Шаолинь сейчас живет в двух измерениях, и попасть в одно из них нет проблем, а вот что касается другого...

     - То есть свои подлинные знания монастырь Шаолинь раскрывать внешнему миру не спешит?

     - Если вы подойдете к монаху и попросите показать какие-либо комплексы и элементы или просто захотите поговорить с ним на тему ушу - в ответ вы, как правило, услышите, что ушу он не практикует и не знает, к какому из мастеров вам стоит обратиться со своими вопросами...

     - А как же Вы?

     - Я к тому времени имел разговорную практику в китайском языке (-прим.ред.) и мог разобрать хэнаньский диалект. Я кое-что уже умел делать и очень хотел продолжать заниматься. И, в конце концов, произошло так, что мой Мастер сам нашел меня. Видимо, такова моя карма...

     - Что значит - быть послушником Шаолиня? Ваши права и обязанности. Вы имеете теперь какое-то особое задание в России, что-то вроде миссионерской деятельности?

     - Я думаю, что каждый человек, которому не безразлично состояние его родной культуры и духовной атмосферы общества, уже и есть миссионер. Дело в том, что при всех наших проблемах и изменениях последнего времени мы остаемся катастрофически зашоренными, лишенными хорошей, подлинной информации... Многие стереотипы нашей жизни сохраняются по-прежнему...

     - Да, но сами по себе не плохи и не хороши стереотипы - все дело в том, как и когда они используются...

     - Вы правы. Что скажут у нас о человеке, занимающемся УШУ, КАРАТЭ, ЦИГУН на улице или в парке? В основном он заслужит звание либо бездельника, либо "выпендрежника", либо ненормального. Впрочем, похожее отношение сохраняется до сих пор и к бегущему трусцой человеку... В Китае же это естественно - сделать утром цигун в парке одному или в компании, и это передается из поколения в поколение...

Записал интервью

А. Волжский.

 

Назад Дальше