Главная  Клуб  Монастырь  Мастера  Кунфу  Цигун  БУДДИЗМ  Китайский язык
Тексты  Таолу  Видео  Оружие  Фотогалерея  Прайс  Новости  Форум  GuestBook

/А.М. Ковган/

Иерархия внутренних систем организма

Согласно традиционным представлениям, человеческий организм – целостная система, отражающая в себе структуру всего макрокосма.

Вселенная в китайской философии – это вместилище энергии ци, рождающейся в Безначальном (wu ji) и обретающей проявления в Двойственном (tai ji). Все вещи (wan wu), выходя из Безначального, проходят цикл своего существования, снова возвращаясь в Безначальное. Таким образом, мир имеет свой вектор, свое движение, свою логику. От Безначального к Проявленному – движение вниз, от Проявленного снова в Безначальное – движение вверх. Вещи, появляясь, обретают в Проявленном свой смысл и выполняют тем самым свою функцию, возвращая вверх энергию в новом качестве.
Аналогичным образом устроен и организм человека. Он так же имеет достаточно четкую цикличную систему со своей внутренней иерархией.
Энергия ци в теле человека проходит последовательно вверх и вниз ряд стадий развития: от тонкого импульса до материального воплощения, затем возвращаясь вверх новой энергетической идеей.
Движение энергии претерпевает ряд следующих трансформаций:

  1. шэн /sheng – в форме энергетического импульса, связывающего человека с его ведущим эгрегором и ощущаемого как появление сильного интереса или воодушевления
  2. и /yi - в виде интенций, или намерений, которые проявляются в виде осознанных волевых импульсов, более-менее точных указаний ума*, или волитивных актов
  3. ниень /nian - то, что обычно подразумевают под словами «мыслительная деятельность» или «логический ум»
  4. синь /xin – ментально-эмоциональное, ощущаемое, как действие «по велению сердца»
  5. ци /qi - обеспечение энергией тела и его физиологических функций
  6. цзин /jing - на этом уровне происходит перераспределение энергии по органам и ее проявление в ...
  7. в виде ли /li, выражаемом во внешних физических усилиях.

*Само понятие "ум" в китайских и русских представлениях довольно различно.

Китайские медицинские представления имеют ключевые отличия от представлений западной медицины:

  1. Организм – цельная система с четкой иерархией
  2. Неразрывная связь физического с эмоциональными, мыслительными и духовными процессами с главенствующей ролью духа шэн.

Структура организма аналогична работе государства. В нем не может быть хаоса и беспорядка, а есть согласованная работа всех участников.
Управляет всем дух шэн, который контролируется системой сердца синь, при этом работа сердца отвечает так же за интеллектуальное начало в человеке. Сердце выполняет роль царя, или управителя, над всем организмом (а вовсе не мозг, как считает медицина западная). Мозг топологически относится к сердцу и выполняет роль кабинета министров при управителе. Надо отметить, что под термином «сердце» имеется в виду, во-первых, само сердце, как орган, и система кровеносных сосудов, во-вторых, канал сердца и соответствующие ему точки, и в-третьих, система высшей нервной деятельности.
Дух шен дает импульс, сердце ощущает его и организует энергию особого рода, далее распределяя ее по каналам. Затем приходят в движение структуры других органов, каждый из которых выполняет свою особую роль.
Под "органом" (цзан-фу) имеется в виду система органа, в которую входит собственно, сам орган цзан как основа, параллельный ему орган фу – полый орган, соответствующие им каналы цзин и ло, а так же внемеридианные точки. По аналогии с государством, каждый орган подобен отдельному региону со своей управленческой структурой. Функция каждой системы органа сводится к:
1. руководство и распределение определенного рода энергии
2. руководство соответствующей ему эмоциональной деятельностью.

Каждому органу соответствует свой уровень энергии:
Сердце – шэн
Печень – и
Перикард – синь
Легкие – ци
Почки – цзин
Селезенка – ли

В каждой из этих систем может возникать и застой и проходимость, и избыточность и недостаточность. Все эти системы должны быть уравновешены и осуществлять слаженную вертикальную работу, как гуманное правительство умело управляет своим государством.
Еще раз отметим, что главенствующую роль всегда играет дух шэн, именно он может восполнять потерю энергии на любом из уровней. Пока жив дух шэн, человек сохраняет способность бороться за жизнь. Дух шэн – это идеологическое руководство всей системой.
Решение, принимаемое человеком, для того, чтобы стать реальным, должно задействовать все уровни его энергии. Иначе решение может быть эмоциональным, но необдуманным, обдуманным, но слабым, желаемым, но не выполнимым, интересным, но идеологически пустым и бессмысленным. Правильный мыслительный импульс проходит стадии воодушевления – интуитивного намерения – интеллектуального обдумывания – эмоционального ощущения – энергетического прилива – и физического действия. В тренировке организма идут от грубой структуры тела, с помощью движений и мыслительных импульсов превращая тело в «Храм Духа».

Движение во внешнем мире – объектов – есть действие.
Действие — в смысле взаимодействие, движение частей тела (но не ума), производящее контакт с другими объектами, но реально ли действие? и можно ли его совершить?
Действие – обычно предполагает расширение по горизонтали, сужение по горизонтали означает переход на вертикаль.
Действие по вертикали – это, как правило, ощущения. Здесь имеются ввиду НЕ эмоционально окрашенные реакции, а вид интуитивного чувствования.
Интеллектуально-чувственная деятельность, включая обдумывание логические выводы – и другие промежуточные процессы – связь горизонтального и вертикального планов.

Итак – действия возможны в сферах:

  1. Сфера реального, проявленного действия – в окружающем мире объектов.
    По сути, в ней невозможно решение проблем и сознательное изменение среды
    В силу ее –
    инертности
    двойственности
    отделенности от смыслового плана.
     
  2. Сфера умственной деятельности — чувств, восприятий, интеллектуальной деятельности, умозаключений. Процессы этой сферы воспринимаются как тонкие, но нереальные. Неизбежные как настроение и слабые по управляемости. Нереальность и непрактичность внутренней жизни здесь, как нигде, очевидна. Дуализм умственной деятельности в противоречиях внешнего и внутреннего, ума и тела, желаемого и действительного, реального и идеального. Стремление навязать в этой сфере законы мира реальных вещей, внедрить системность, равно как и желание ее контролировать, приводит к неизбежному психологическому насилию и вообще, к потере эффективности умственной сферы. Легкость, двойственность, нецентрированность, безответственность, непрактичность и нелокализованность.
     
  3. Сфера ощущений – сфера интуитивной деятельности. Ощущение – это чувствование энергетических импульсов вектора развития или сфера духа. Понимание – это свидетельствование интуиции и ощущений уму. Сфера внутреннего энергетического действия, точнее недействия. Энергетическая наполненность сама инициирует создание, изменения и поддержание ощущений. Здесь уже возможна согласованность сознания и тела. Ощущение всегда пред-действие и пред-интеллект. Но здесь нет действия, нет ума, логики, размышления и конечно, немыслима любая практичность. По уровню энергии, глубине ощущений и наполненности энергетических импульсов можно судить о степени реализационной силы и успешности внешних действий человека. Это единственно доступный из видимых (точнее, ощущаемых) критериев эффективности. Уровень энергии (духа) или энергетичность обычно очевидна (т. е. чувствуется на расстоянии) и поскольку энергия сознаний всех саттв едина – неизбежно должен происходить процесс соэнергетичности, или параллельного энергетического наполнения всех совокупных существ т. н. мира.
    В таком понимании внешние действия, умственная деятельность, ощущение и сфера духовной энергетичности находятся в непременной иерархической зависимости и согласованном взаимодействии.
    Очевидно, возможны следующие отклонения:
    - действие без понимания → самонадеянность
    - действие без ощущения → грубость
    - понимание без ощущения → черствость
    - ощущения без понимания → глупость
    - понимание без действия → нерешительность
    - ощущение без действия → слабость.
     
  4. Сфера причинности – абсолютности, непроявленности, запредельности, отсутствия определений, внезнаковости, шуньяты.
    Ощущениям и дано проникать в данную область, где содержатся причины и единственно возможна цельность бытия. Общение с ней воспринимается как откровение.
    Ощущения воспринимают эту сферу как :
    - императив
    - ощущаемое сверх волевое
    - естественность
    - гармония
    - свобода
    - счастье
    - совершенство
    или все это обобщенно – ощущение трансцендентального...

    Действие подразумевающее и сочетающее все сферы может быть названо РЕАЛЬНЫМ.......