Для умения двигаться, необходимо освоить основные способы шагов. Шаги несколько отличаются от стоек.

Основные типы шагов (бу фа/bu fa):

1) шан бу/shang bu - шаг вперед.

2) хоу бу/hou bu (тхуй бу/tui bu) - отступление назад.

3) цзиень бу/jian bu - "шаг - стрела", ударный быстрый шаг вперед в стойку гунбу, обычно сопровождается мощной атакой. Имеет несколько разновидностей в зависимости от стиля, но основной отличительной особенностью, как шанбу так и цзиеньбу, является то, что ступни обеих ног направлены вперед для обеспечения быстрого продвижения и смены атакующих позиций (Здесь сказывается пристрастие шаолиньской техники к быстрым стремительным атакам по фронтальной линии, причем даже скорее к набору атак).

4) тхяо бу/tiao bu - прыжковый шаг.

5) тхиень бу/tian bu, яо бу/yao bu - шаги прыжковые, но с разной постановкой ног.

6) фэй бу/fei bu - летящий (взлетающий) шаг стремительный прыжковый шаг с подтягиванием ног.

7) тхоу бу/tou bu - "шаг вора", "шаг украдкой" - шаг с перекрещиванием ног.

Нужно отметить, что трудно дать полное описание стоек, шагов и способов передвижений, т.к. вариантов их сотни и зависят от стиля или мастера. Даже внутри самой шаолиньской традиции зачастую встречаются совершенно разные толкования. Поэтому данное описание лишь один из наиболее часто встречающихся вариантов. Такая картина стоек характерна почти для всех стилей, но в каждом конкретном случае существуют свои разновидности, присущие данному стилю, например стоек "тинбу" насчитывается больше 5-ти и т.д. Стойка же "мабу" для начинающих называется "сыпхин/si ping/ мабу" - ровное, и существенно отличается от стойки продвинутого "юань/yuan/ мабу" - округлое.

Ноги:
дань туй (dan tui) - прямой пинающий удар ногой вперед;
дэн туй (deng tui) - толкающий (топчущий) удар;
чжэн ти туй (zheng ti tui) - прямой удар-мах вперед;
ли хэ туй (li he tui) - удар снаружи вовнутрь;
вай бай туй (wai bai tui) - удар стопой изнутри наружу;
тао гоу (dao gou) - "перевернутый крюк" - круговой удар назад;
цэ чхуай (ce chuai) - лягающий боковой удар;
ляо туй (liao tui) –“поднимающая нога”;
сао туй (sao tui) - "сметающая нога", различают: циень сао (qian sao) - передняя подсечка, хоу сао (hou sao) - задняя подсечка и ли сао (li sao) - подсечка внутрь.

Удары ногами в прыжках:
арцицзяо (er qi jiao) - удар в прыжке с подтягиванием одной ноги к груди, вторая делает дань туй;
сюань фэн цзяо (xuan feng jiao) - "стопа-вихрь" - закрывающий удар с поворотом на 360 градусов;
тэн кхун пай лиень (teng kong bai lian) - "лотос раскрывается в воздухе" - раскрывающий удар в прыжке с разворотом на 360 гр.; пхань лун кхун (pan long kong) - "дракон сворачивается в воздухе" - боковой удар в прыжке; хоу тэн кхун (hou deng kong) - задний удар в прыжке с разворотом на 360 гр.

Кроме этих основных ударов наиболее часто встречаются также движения: чхань (chan) - удар заступом, цхай цзяо (cai jiao) - удар вперед, хоу тэн (hou deng) - толчок назад, фэй цзяо (fei jiao)-прыжок с ударом вперед, шуан фэй (shuan fei) - прыжок с ударом обеими ногами,цха (ca) - трущее движение, па цзяо (ba jiao) - подсекающее движение ногой, гуа (gua) - висячий удар ногой, чжан тхи (zhang ti) - удар крюком снизу и т.д.

Кроме того, каждый стиль имеет свои разновидности исполнения движений. Отдельные движения и удары обретают оформленность в "приемах", "формах" из которых состоят "таолу" (осн. техники, комплексы) - то, что характеризует понятие "стиля", в них (таолу) и содержится основа техники,так сказать, её квинтесенция - "цюань фа".

Главная

База

Руки