Главная Клуб Монастырь Мастера Кунфу Цигун БУДДИЗМ Китайский язык Тексты Таолу Видео Оружие Фотогалерея Прайс Новости Форум GuestBook
- Неотрицание всего.
- Все есть Будда.
- Умение медитировать.
- Доверяй своему сердцу.
Четыре принципа чань:
1) не опираться на письменные поучения
2) передавать традицию вне наставлений
3) прямо указывать на сердце
4) прозревать природу и становиться Буддой
Четыре Благородные Истины (Арья–сатья):
1-я Истина о Страдании; 2-я Истина о Причине; 3-я Истина о Прекращении; 4-я Истина о Пути
1. Существует страдание (сарвам дукхам; 苦/ku)
"Вот, о братья, благородная истина о страдании. В муках рождается человек, он страдает увядая, страдает в болезнях, умирает в страданиях и печали. Стенания, боль, уныние, отчаяние — тяжки. Союз с немилым страдание, страдание — разлука с милым, и всякая неудовлетворенная жажда сугубо мучительна. И все пять совокупностей, возникших из привязанностей — мучительны. Такова, о братья, благородная истина о страдании."
Трилакшана (три базовых постулата буддизма):
Дукха – страдание; экзистенциальная неудовлетворенность бытием, изначальное свойство проявленного мира; сознание, омраченное невежеством, желаниями и страстями, пребывая в постоянно изменяющемся потоке дхарм (анитья), находится в состоянии постоянного неудовлетворения своим бытием.
- страдание рождения
- страдание старости
- страдание болезней
- страдание смерти
- страдание соединения с нежеланным и разъединения с желанным
Анитья – непостоянство; постоянное изменение и взаимопревращение дхарм, всех внешних и внутренних элементов потоков сознания.
Анатман – отрицание атмана; отсутствие вечного и неизменного самосущего «Я» (атмана, нихсвабхава); это утверждение логически исходит из принципа анитьи.
2. Существует причина страдания (самудая сатья; 集/ji)
"И вот, о братья, благородная истина о начале страдания. Истинно! — тот зачаток страдания лежит в жажде, обрекающей на возрождение, в этой ненасытной жажде, что влечет человека то к тому, то к другому, связана с людскими усладами, в вожделении страстей, в вожделении будущей жизни, в вожделении продления настоящей. Такова, о братья, благородная истина о начале страданий."
10 великих препятствий (оков)
- иллюзия личности;
- сомнения;
- суеверия;
- телесные желания;
- ненависть;
- привязанность к жизни;
- желание наслаждения и успокоения;
- гордость;
- самодовольство;
- невежество.
10 кармообразующих факторов
Деяния ума:
- неведенье (моха, авидья);
- алчность (лобха);
- неприятие (двеша).
Деяния речи:
- ложь;
- клевета;
- грубая речь;
- пустословие.
Деяния тела:
- убийство;
- воровство;
- сексуальное насилие.
4 условия, усугубляющих кармообразующие факторы:
- намерение совершить деяние;
- обдумывание способов совершить задуманное;
- действие;
- радость, удовлетворение от содеянного.
12 нидан (пратитья-самутпада) – 12 звеньев цепи взаимозависимого совозникновения, колеса Сансары:
- Неведение (авидья);
- Кармические импульсы (самскара);
- Возникновение сознания (виджняна);
- Оформление сознания (нама-рупа);
- Возникновение 6 сознаний восприятия (шадаятана);
- Соприкосновение сознаний с объектами (спарша);
- Возникновения чувственных ощущений (ведана);
- Возникновение желания (тришна);
- Привязанность к объектам (упадана);
- Желание существования (бхава);
- Рождение (джати);
- Старость, смерть (джара-марана).
Группы дхарм (классификация дхарм):
- Причинно-обусловленные дхармы (санскрта) – дхармы, которые подчинены в своем функционировании закону причинно-зависимого происхождения.
1) По группам соотнесения - скандхи
2) По источникам сознания - аятаны
3) По классам элементов - дхату
5 скандх (五蕴/wu yun):
- Рупа (色/se) – цвето-форма; содержание потока сознания, мысленное представление об оболочке.
4 махабхути:
- земля (pathavi-dhatu /элемент твёрдости-мягкости)
- вода (āpo-dhatu /элемент гладкости-шероховатости)
- огонь (tejo-dhatu /элемент тепла-холода)
- ветер (vāyo-dhatu /элемент легкости-тяжести)
12 айятан – источников восприятия:
- Индрии - 6 органов чувств: глаз(眼/yan), ухо(耳/er), нос(鼻/bi), язык(舌/she), тело(身/sheng), ум(意/yi);
- Вишайя - 6 объектов органов чувств: форма(色/se), звук(声/sheng), запах(香/xiang), вкус(味/wei), осязание(触/chu), объекты ума(法/fa).
18 дхату – элементов:
- 6 органов чувств (индрии) + 6 объектов чувств (вишайя) + 6 сознаний чувств (виджняна).
8 видов форм:
- глаза (видимая форма)
- уха (слышимые формы)
- носа (запахи)
- языка (вкус)
- осязаемые (структура тела)
- ума (мысли)
- форма сознания форм (я смотрю, я слышу и т.д.)
- алайя виджняна
- Ведана (受/shou) – чувства, ощущения; определение характера объекта и порождение соответствующего желания (соединение, отделение, нейтральное)
3 вида чувств:
- приятное
- неприятное
- нейтральное
- Санджня (想/xiang) - восприятие; опознавание (определение характеристик) объектов пяти видов чувственного восприятия - цветоформа, звук, запах, вкус, осязание и объектов ума (это то, а не то):
- существующее;
- несущесствующее;
- все двойственные категории (большое – малое и т.п.);
- абсолютное ничто.
- Самскара (行/xing) – интеллект. Психические процессы (состояние ума), ментальные факторы.
6 групп ментальных факторов (51 ментальный фактор)
- 5 вездесущих факторов:
намерение, контакт, чувство, распознавание, умственная деятельность;
- 5 определяющих факторов:
устремление, оценка, внимательность, медитативное сосредоточение, высшее знание;
- 11 позитивных факторов:
доверие, стыд, смущение,непривязанность, отсутствие ненависти, отсутствие неведения, радостное усилие, сговорчивость, совестливость, невозмутимость, сочувствие;
- 5 главных омрачающих состояний:
неведение, алчность, неприятие, гордость, сомнение;
- 20 второстепенных омрачений:
воинственность, чувство обиды, озлобленность, склонность к нанесению вреда, ревность, притворство, обман, бесстыдство, отсутствие смущения, скрытность, скупость, надменность, лень, неверие, бессовестность, забывчивоть, отсутствие самонаблюдения (несознательность), сонливость, волнение, рассеяность;
- 5 переменных факторов:
сон, сожаление, приблизительное рассмотрение, точный анализ.
- Виджняна (识/shi) – сознание; различение, опознавание, осознавание восприятия чувствами и мышлением.
- сознание зрения;
- сознание слуха;
- сознание обоняния;
- сознание вкуса;
- сознание осязания;
- ментальное сознание.
- Причинно-необусловленные дхармы (асанскрта) - не связаны с причинно-зависимым происхождением
- Прекращение посредством знания (пратисанкха ниродха) - разобщение с дхармами подверженными притоку аффективности.
- Прекращение не посредством знания (апратисанкха ниродха) - представляет собой абсолютное препятствие для появления еще не достигших дхарм.
- Пространство психического опыта (акаша), в котором отсутствует материальное препятствие.
- Истинное понимание - Понимание четырех благородных истин.
- Истинное намерение - Намерение стать Буддой, освободить все живые существа от страданий.
- Истинная речь - Отсутствие лжи, клеветы, грубой речи, пустой болтовни.
- Истинное действие -
- не отнимать жизнь у живых существ,
- воздерживаться от присвоения чужой собственности,
- воздерживаться от всех форм сексуального насилия,
- воздерживаться от употребления опьяняющих веществ.
- Истинный образ жизни - Образ жизни, не связанный с насилием, честный путь зарабатывания на жизнь.
- Истинное усилие - Срединное усилие, не истязать себя, но и не потакать своим слабостям.
- Истинное размышление - 4 основы внимательности:
- внимательность к телу;
- внимательность к чувствам;
- внимательность к состояниям ума;
- внимательность к объектам ума (дхармам).
- Истинное сосредоточение (медитация). - Включает понятие о восьми ступенях медитации – дхьянах.
Четыре начальных таковы:
- Первая дхьяна
а) общее размышление,
б) концентрация – направленное размышление,
в) восторг,
г) радость,
д) одноточечность мышления (погружение в предмет медитации).- Вторая дхьяна - уходит усилие и концентрация.
- Третья дхьяна - уходит восторг.
- Четвертая дхьяна - уходит блаженство, остается лишь чистая внимательность.
2 характеристики медитации.
1) Шамадха (концентрация) – возможна лишь при малом количестве объектов.
2) Виппассана (прозрение) – возможно лишь при отсутствии дискурсивного мышления.
- прозрение в непостоянство
- прозрение в отсутствие «я»
- прозрение в причины страдания
5 условий медитации.
- Вера
- Мудрость
- Усилие
- Концентрация
- Внимательность
5 препятствий медитации.
- Чувственное желание;
- Недоброжелательство;
- Сонливость и вялость;
- Возбуждение и беспокойство;
- Скептические сомнения.
7 факторов просветления.
- Внимательность
- Исследование дхарм
- Спокойствие
- Уравновешенность
- Сосредоточенность
- Восторг
- Усилие
6 парамит
Дана парамита - парамита даяния.
а) даяние имуществом: одежда, еда, помощь бедным, помощь в выполнении дел;
б) даяние дхармой: наставление, ободрение людей, возможность давать дхарму Будды, объяснение сутр;
в) даяние бесстрашием: ободрение, поддержка, помощь в трудностях, собственным примером смелости и веры.
г) даяние дружелюбием: приветливым выражением лица, спокойной дружелюбной речью.Результат: очищает ум от алчности, жадности, скупости.
Шила парамита - парамита обетов
Поддержание обетов, соблюдение определенных правил.
Результат: удерживает от разочарования, успокаивает сердце, открывает мудрость.
Кшанти парамита - парамита терпения.
Претерпевание всяческих трудностей.
Вирья парамита – радостное усилие.
Быть энергичным, внимательным, прилагать усилия на пути:
а) сердечное по пути Будды;
б) физическое по спасению всех живых существ;
в) умственное по изучению дхармы.
Результат: преодолевает лень и усиливает внимательность.
Дхьяна парамита – медитация, поддерживающее качество для прочих парамит.
Праджня парамита – мудрость, высшая парамита.
Три драгоценности.
1. Будда
- Будда Шакьямуни – реально существовавший человек, разорвавший круг рождений и смертей и передавший свое учение последователям.
- Путь, ведущий к окончательной Нирване.
- В каждой вещи есть Будда, это сущность всего.
2. Дхарма
- Учение Будды как тексты, заповеди, философская система.
- Все есть Дхарма, все вещи в мире есть обучающие аспекты Дхармы, ведущие нас к пониманию себя и мира.
3. Сангха
- Группа людей, практикующих учение Будды.
- Все живые существа, как единое сообщество, помогающее в практике Пути. Все живые существа просветляются вместе друг с другом.
8 результатов почитания трех драгоценностей.
- Возможность стать учеником Будды.
- База для практики (заповеди).
- Облегчает кармические препятствия, создает добродетель.
- Возможность аккумулировать благость и счастье.
- Невпадение в злые интересы (основанные на трех ядах).
- Не может быть сбит с пути (или окружен) плохими людьми.
- Все благие начинания достигают успеха.
- Конечный результат - Нирвана.
Правила соблюдения гармонии в сангхе:
- Разделять общее место пребывания.
- Разделять повседневные заботы.
- Вместе соблюдать заповеди (вместе практиковать).
- Употреблять только те слова, которые ведут к гармонии и не употреблять слова, ведущие к расколу.
- Делиться внутренним опытом.
- Уважать точку зрения других, не заставлять других вставать на свою точку зрения.